Ее выбирают по разным причинам, порой с диаметрально противоположными целями. Поэтому часть «семейников» действительно достигает немалых высот в обучении, учится быстрее или больше, или то и другое вместе.
А есть и те, кто благодаря СО получает возможность не подгонять ребенка под общий темп ценой невроза своего и детского или не встраивать в систему ребенка высокочувствительного, с особенностями. Есть те, кто выбрал для себя спортивную или музыкальную карьеру, и посещение школы не сочетается с ежедневными многочасовыми тренировками и репетициями. А некоторые семьи предпочитают вести «кочевой» образ жизни, зимуя в теплых странах или же вообще переехав туда на неопределенное время, — таким очень удобно СО с дистанционной сдачей аттестаций. Кто-то предпочел семейное образование школьному по религиозным или идеологическим убеждениям.
Родители хотят, чтобы дети перенимали семейные ценности, а не то, чему прямо или косвенно учит школа.
Ученики-экстерны получают аттестат стандартного образца, в котором не указывается, что они обучались вне школы. Экстерны не ограничены в своих правах, они могут претендовать на получение Аттестата с отличием и золотой медали. Поскольку у родителей есть законное право выбирать форму получения образования и форму обучения для своего ребенка, любые причины перехода на СО законны. Нет «более правильных» или «менее правильных» причин. Каждая семья делает выбор, исходя из своих предпочтений и потребностей ребенка.
Многие школьные психологи отмечают, что ребенок-экстерн быстро учится ответственности. Если учащийся самостоятельно определяет, что он должен сегодня изучить и сколько времени он использует для досуга, то его потом невозможно заставить сделать что-то против его воли. И это лучше всего соответствует сегодняшнему буму индивидуализма в обществе. Еще одним преимуществом экстерната является его универсальность. Он нужен слушателям, для которых школьная программа очень проста или, наоборот, слишком тяжела.